21/12/2007
"RBCdaily": Шведы окопаются под Москвой



"RBCdaily": Шведы окопаются под Москвой


Один из лидеров мирового рынка подшипников шведская SKF возвращается в Россию. Компания планирует построить неподалеку от Москвы завод по выпуску TBU подшипниковых узлов для грузовых вагонов мощностью 300 тыс. штук в год. Реализация этого проекта обойдется SKF в 35,7 млн долл. Впрочем, участники рынка полагают, что россий­ский подвижной состав пока не готов к таким массированным поставкам современных подшипников.

SKF Group (Швеция) - один из крупнейших мировых производителей подшипников. Включает более 100 производственных предприятий. Выручка за девять месяцев 2007 года - 6,6 млрд долл., чистая прибыль - 556,7 млн долл.

Вчера SKF объявила о намерении построить в России завод по выпуску подшипников. Как отмечено в сообщении шведской компании, стоимость проекта составит 235 млн шведских крон (35,7 млн долл.). Строительство начнется в сентябре 2008 года, запуск предприятия намечен на апрель 2010 года. Как рассказал РБК daily генеральный директор SKF по России и СНГ Анатолий Усов, проектная мощность будущего завода - 300 тыс. штук в год. "Мы предполагаем выпускать на этом предприятии новые высокотехнологичные подшипники TBU - компактные буксовые узлы для подвижного железнодорожного состава", - пояснил представитель шведской компании.

По его словам, место для завода будет выбрано в феврале следующего года, сейчас изучаются два варианта его расположения, оба - неподалеку от Москвы. Основным потребителем продукции нового актива SKF, отмечает г-н Усов, может стать ведущий производитель грузового подвижного состава в России "Уралвагонзавод". По его словам, новые подшипники позволят снизить расходы на обслуживание подвижного состава.

В настоящий момент у SKF в России нет производственных активов - только индустриальный сервисный центр в Москве. Правда, у шведской компании уже есть опыт производства подшипников в России - SKF еще в 1914 году открыла свой завод в Москве, однако в 1928 году он был национализирован. "Компания рассматривает российский рынок как один из приоритетных в Центральной и Восточной Европе", - заметил Анатолий Усов.

При этом специалисты скептически относятся к заявленным SKF объемам производст­ва подшипников для грузового железнодорожного транспорта. "В ближайшие два года, отмечает топ-менеджер одной из российских подшипниковых компаний, в России вряд ли появится такая потребность в современных подшипниках для грузовых вагонов". По его оценке, потребность в них составляет сейчас 10-20 тыс. штук в год, а перспективное потребление не соответствует нормам доходности крупных производителей. При этом сейчас около половины потребляемого объема производится на Волжском подшипниковом заводе (входит в Европейскую подшипниковую корпорацию). Собеседник РБК daily не исключает, что SKF в дальнейшем будет вынужден снизить мощности будущего предприятия, учитывая потребности российского рынка.

Как рассказала РБК daily представитель ЕПК Наталья Свято­славская, парк РЖД по большей части состоит из довольно старой техники, которая нуждается в ремонте и модернизации. "Именно поставки для этих работ составляют львиную долю рынка железнодорожных подшипников в России", - отметила она. Основатель ЕПК Олег Савченко полагает, что производители подшипников - это третий эшелон обновления отрасли. "Сначала должны быть проложены новые рельсы, затем построен новый подвижной состав, в котором будут использованы современные подшипники", - считает он.

Между тем SKF - не единственный зарубежный производитель, кто вынашивает планы экспансии на российский рынок. По данным РБК daily, все ведущие подшипниковые компании мира - FAG, американские Timken и Branco - вели переговоры с различными российскими производителями подвижного состава о создании СП, но все они окончились безрезультатно, поскольку расходы на создание мощностей превышали возможные доходы.

На верх