14/12/2007
"Континент Сибирь": «Тяжелый» рынок



"Континент Сибирь": «Тяжелый» рынок


В Сибири продается все больше грузовых автомобилей. Дилеры на фоне стабильного, более чем двукратного роста заказов не успевают привозить новые грузовики: они продаются, будучи еще на складах в Москве либо на полпути в Сибирь. Главные тенденции местного рынка - вытеснение с него отечественных грузовиков под натиском европейских производителей, с одной стороны, и китайских - с другой. Следующим этапом развития этого рынка станет еще более ужесточенная борьба за покупателя.

В Сибирском федеральном округе на сегодняшний день эксплуатируется около 160 тыс. грузовых автомобилей. Ежегодный рост продаж, по оценкам участников местного рынка, превышает 100%. Такие впечатляющие показатели в первую очередь обусловлены усилиями банков и лизинговых компаний, которые активно разрабатывают и продвигают на рынке свои финансовые продукты, облегчающие приобретение этой дорогостоящей техники.

Если рассматривать позиции производителей грузовиков на местном рынке с точки зрения их проникновения в регион, то наиболее сильные позиции все же занимают отечественные компании. Традиционно они располагают наиболее развитой сетью дилерских и сервисных центров.

Тем временем, для того чтобы начать продавать грузовые автомобили в том или ином регионе, необходимо организовать там именно фирменное сервисное обслуживание. Отсутствие официального сервиса - одна из основных причин, которая сдерживает некоторые иностранные грузовые брэнды в регионах Сибири. Партнерские сети европейских и американских производителей только начинают формироваться. Сегодня даже в Новосибирске есть собственные дилеры только у пяти производителей из так называемой "большой европейской семерки". Официально в Новосибирске представлены MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo, а DAF и IVECO присутствуют только в качестве подержанных автомобилей. Своего дилера здесь также нет и у американского Freightliner.

Стоит отметить, что на руку производителям, а в наибольшей степени их будущим дилерам играют продажи подержанных грузовиков. Таким образом формируется пул потенциальных клиентов для сервисного обслуживания, которое является стабильной и постоянно растущей статьей прибыли для любого дилера.

Дилерские сети агрессивных на рынке китайских производителей грузовиков на текущий момент сильно уступают сетям европейских компаний, не говоря уже об отечественных. Впрочем, это вопрос времени: китайские производители активно ведут поиск новых партнеров, которые станут заниматься продажей и обслуживанием их грузовой техники. И если пока на стороне китайских грузовиков только выгодное ценовое предложение, то через некоторое время они смогут похвастаться и развитой сервисной поддержкой.

С точки зрения объемов продаж лидерство продолжают удерживать отечественные компании. Наибольшая доля рынка принадлежит КАМАЗу. "Из 160 тыс. грузовиков, эксплуатирующихся сегодня в Сибири, на КАМАЗы приходится 56%, - утверждает директор сибирского филиала ОАО "ТФК "КАМАЗ" Александр Копытов. - Сегодня, согласно стратегической схеме развития, мы проводим модернизацию дилерской и сервисной сетей. В Сибири у нас около 20 дилеров. Новый сервисный центр строится в Кемерове. Инвестиции в него составят около 200 млн рублей".

При этом нельзя не учитывать, что, согласно аналитическим отчетам специалистов автомобильного рынка, в 2006 году доля производителей из России и стран СНГ на рынке грузовых автомобилей продолжала падать. Настойчивый натиск иностранных производителей, подкрепленный широким спектром выгодных финансовых инструментов, помогает им постепенно наращивать свою долю на рынке.

Китайские производители - главная головная боль для отечественных компаний. Если выигрывать у "европейцев" еще можно за счет разницы в цене, то предложение китайского автопрома находится в той же ценовой категории, а зачастую является даже более выгодным. Помимо отсутствия адекватной сервисной поддержки, единственное, в чем китайские грузовики пока уступают отечественным, так это в имидже "заранее некачественного товара", который присущ всей продукции из Поднебесной.

Растущий спрос на грузовую технику, а т

На верх