Самосвал на сдачу - "Эксперт Сибирь"
Как вчера, так и сегодня потребности строительных компаний Восточной Сибири в грузовой технике превышают возможности отечественного автопрома. В результате белых пятен становится все больше, а стирают их наиболее близкие и проворные азиатские производители
Строительный бум, который переживает вся Россия в целом и Восточная Сибирь в частности, естественным образом отразился на постоянно растущем спросе на спецтехнику. Стабильные заказы строительных предприятий превышают возможности автомобильного рынка в этом сегменте. Но в то же время результатом этого превышения является то, что сам рынок наполняется правильным образом. Сегмент, который всегда был местом битвы российских производителей, активно начали "пилить" азиатские предприниматели, и делают они это не без помощи местных бизнесменов.
Определенный спрос имеется на рынке б/у спецтехники, уже поработавшей на строительных площадках. Одно из мест бойкой торговли в Иркутске - рынок в Рабочем. Тут большой ассортимент спецтехники от разных производителей, с различными моточасами. Примечательно, что если провести некий анализ и отследить динамику, то вполне можно говорить об увеличении продаж на рынке. Среди покупателей, как правило, предприятия, испытывающие острую сезонную потребность. Ведь если говорить о сроках поставки через аукционы, то это три-четыре месяца, а короткое сибирское лето не прощает ожидания, и экскаватор в июне, пусть даже немного не такой, какой хотелось бы, намного лучше экскаватора в ноябре. Вот и берут то, что есть в наличии. Тем не менее, ажиотаж приобретения спецтехники на рынке секонд-хэнд понемногу уходит на второй план. Нет, нельзя сказать, что перестали покупать б/у тракторы, самосвалы, краны, просто полюс интересов смещается в сторону покупки хорошо сохранившейся спецтехники, которая, как принято говорить, эксплуатировалась в "правильных условиях", а не на замерзших стройках Сибири, причем часто на сомнительного качества топливе.
"Дефицит", как любил говорить Аркадий Райкин, дело хорошее, особенно когда сбыт и производство в одних руках. Это прежде всего касается отечественных производителей, которые создали глобальную сеть в регионах и планово занимались удовлетворением потребностей. В те времена снабженцы автопредприятий, дабы ускорить процесс поставки, вынуждены были ездить на заводы и, как говорится, "убедительно обосновывать остроту момента". И им поставляли, пусть не всегда то, что просили, не в той комплектации, не в те сроки. И тут, как и предполагалось, на помощь пришли наши доморощенные предприниматели, уже успевшие "насолить" на рынке легковых автомобилей отечественным производителям.
Налаженные каналы поставки, связи, схемы, которые еще вчера были направлены на сегмент б/у легковых автомобилей, с небольшой трансформацией переоборудованы под хлопотный, но и более доходный рынок поставки спецтехники с аукционов Японии. Техника, привезенная по такой схеме, значительно отличается от аналогов, которые хлебнули сибирского климата, как по техническому, так и по эстетическому состоянию. По такой же схеме проходили и новые дорогостоящие машины, поставка которых осуществлялась напрямую с заводов-изготовителей. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
Китайские автопроизводители также не пропустили начало бума на спецтехнику, и через дальневосточных партнеров потянулись караваны HOWO. По неофициальной статистике, только через одного предпринимателя в Хабаровском крае за год законным образом ввезено около 500 машин из Поднебесной. И это лишь маленький ручеек, по которому наполнялись Дальний Восток и Восточная Сибирь.
Трудно спорить с тем, что более доступная по цене продукция китайского автопрома с легкостью компенсирует некоторые технические недостатки, которых с каждой поставкой, по мнению потребителей, становится меньше. Да, китайские инженеры реагируют на замечания без промедления и технической волокиты. У них и нет другого варианта, чтобы удержать свои позиции и увеличить долю на высокотехнологичном мировом рынке. И все это не остается незамеченным: автопредприятие, еще вчера ожидавшее своей очереди на поставку,