19/11/2007
Рискованный рывок - "Эксперт - Северо-Запад" (2)



Рискованный рывок - "Эксперт - Северо-Запад" (2)


Директор компании "Большегруз" (крупнейший на петербургском рынке продавец китайских тяжелых грузовиков) Д. Чеботов сообщил, что его фирма с начала года продала уже более 500 автомобилей, в основном самосвалов и бетоносмесителей. По его информации, 50% нынешних покупателей китайских автомобилей раньше использовали подержанную импортную технику, 30% - новую отечественную, а 20% - новую импортную. Как известно, в Санкт-Петербурге, чтобы приобрести грузовики "КАМАЗ", приходится ждать три-четыре месяца, а машины ведущих европейских производителей - до полугода. Китайские же грузовики можно купить сразу. Однако переориентацию на них потребителей Д. Чеботов объясняет не только этим: "По рентабельности покупки китайские тяжелые грузовики, изготовленные по европейским технологиям, в полтора раза превышают отечественные за счет топливной экономичности и более высокой грузоподъемности. А вместо одного европейского грузовика можно купить сразу два китайских. Причем уже с необходимыми надстройками, изготовленными по лицензиям лучших европейских компаний, - это и самосвалы, и бетоносмесители, и цементовозы".

Другие продавцы китайских автомобилей тоже не жалуются на отсутствие интереса к ним со стороны потребителей. Однако дилеры не зря говорят, что отделы продаж обеспечивают лишь сбыт первых автомобилей, остальные "продает" сервис. А на этом направлении продавцы китайских грузовиков особыми достижениями пока похвастаться не могут. Максимум, что большинство может предложить, - это договор на обслуживание автомобилей в мультибрендовом грузовом автоцентре или арендованной ремзоне. Большинство продавцов китайских автомобилей инвестируют в сервис явно недостаточно. И если мультибрендовые автоцентры, которые продают малотоннажные грузовики, могут использовать для обслуживания и ремонта китайских автомобилей имеющиеся сервисные мощности, то продавцам тяжелой техники, особенно новичкам, требуется специализированный сервис, который в Санкт-Петербурге уже давно работает с перегрузкой. Представитель одной из компаний, пожелавший остаться неназванным, считает: "Надежность китайских автомобилей достаточно высока, как и квалификация механиков в ремзонах наших покупателей. Вопросов о технологии обслуживания, специальном оборудовании и инструменте для китайских автомобилей нам пока никто не задавал". Однако расчет на то, что с обслуживанием китайских грузовиков справятся сами покупатели или независимый грузовой сервис, вряд ли оправдан.

Уровень послепродажного обслуживания, особенно в плане снабжения запасными частями, уже начинает оказывать влияние на покупателей при выборе китайских автомобилей. Так, из семи марок китайских грузовиков, представленных сегодня на петербургском рынке, снабжение запасными частями лучше всего налажено для грузовиков марки Howo. Она и является сегодня лидером продаж. Так что если продавцы китайских автомобилей сами не будут динамично развивать сервис, всплеск интереса к их продукции быстро спадет и потребители начнут отказываться от предложений из-за проблем с обслуживанием и снабжением. С. Комаров также считает, что основные проблемы у покупателей китайских автомобилей впереди: "Сегодня продано всего около 600 машин, а очередь на техническое обслуживание увеличилась уже до недели. Когда счет пойдет на тысячи, очередь будет больше, чем на гарантийный сервис для „КАМАЗов". Да и с запчастями ситуация ухудшится, простои возрастут". Действительно, велика вероятность того, что, сэкономив при покупке китайского грузовика, покупателям придется при эксплуатации потратить больше, чем они сегодня предполагают.

По мнению Комарова, суть "чуда" с китайскими грузовиками проста: "Их цена стала меньше цены на „КАМАЗы" только потому, что она не включает расходы на послепродажное обслуживание и сервис, а учитывает лишь отпускную цену завода, таможенные платежи и затраты на логистику". Специалист ожидает, что уже скоро, при появлении первых проблем с гарантийным обслуживанием и сервисом, мелкие продавцы уйдут с рынка. "Останутся только те игроки, которые будут сами инвестировать в сервис и снабжение запасными частями. Но тогда

На верх