19/11/2007
Рискованный рынок - "Эксперт - Северо-Запад" (1)



Рискованный рынок - "Эксперт - Северо-Запад" (1)


Острый дефицит грузовиков в Петербурге пока позволяет китайским производителям быстро увеличивать продажи даже в отсутствие развитого сервиса. Но такая политика не имеет будущего. В отличие от частных покупателей новых легковых автомобилей, автотранспортники не могут ждать грузовики по полгода. Этим обстоятельством в условиях неудовлетворенного спроса воспользовались для выхода на российский рынок новые игроки. Только за последний год на петербургский рынок вышли, и довольно успешно, производители грузовиков - Ford, Isuzu и сразу несколько китайских компаний. Рост продаж грузовиков требует столь же динамичного прогресса в развитии сети их авторизованного сервиса, который в России все еще находится на стадии формирования. Между тем расширение спектра марок продаваемых грузовиков тормозит развитие автосервиса, поскольку условие его рентабельной работы - наличие достаточно большого парка автомобилей каждой марки. Ситуация осложняется тем, что самые агрессивные новички рынка - китайские автопроизводители - пока вообще мало заботятся о сервисе своих грузовиков. Однако в создавшихся условиях транспортники готовы сотрудничать с любыми поставщиками, а нехватку мощностей грузового сервиса - компенсировать возвратом к привычному с советских времен самообслуживанию.

Китайский успех
По данным информагентства РБК, российское (по регистрации) производство грузового автотранспорта увеличивается на 10-12% в год и его доля на отечественном рынке составляет сейчас 82%. Однако спрос растет еще быстрее благодаря общему развитию экономики страны и инвестиционной активности (темпы роста инвестиций в основные фонды в 2006 г. превысили 13,5%). Еще один значимый фактор роста спроса на грузовики - крайняя изношенность российского автопарка и необходимость обновления устаревшей техники. В результате спрос на грузовики растет намного быстрее их внутреннего производства и стимулирует опережающий рост импорта, объем которого в 2006 г. увеличился на 32,3%.

В этом году специалисты отмечают еще большую динамику роста продаж грузовиков, значительная часть которых покрывается импортными поставками. При этом характерно, что в 2007 г. наряду с увеличением объема импорта существенно изменилась его структура. По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), по итогам третьего квартала на первые места по импорту впервые вышли азиатские бренды, доля которых увеличилась до 44,2% (17.416 машин). Азиатские марки лидируют в сегменте грузовиков с полной массой до 5 тонн - 49,2% импорта (9083 машины) и более 20 тонн - 54,5% (3150). Европейские марки преобладают лишь по поставкам тягачей - 55,4% (4545). Характерно, что лидерство азиатских марок связано с резким ростом импорта новичка российского рынка - Китая, на долю которого в третьем квартале пришлось уже 15,4% (6095 машин) от общего объема импорта.

Большинство других новичков российского рынка грузовых иномарок ведут себя традиционно - начинают с презентации своей продукции и формирования дилерских сетей. Так, грузовики Ford Cargo были представлены на петербургском рынке первым дилером - "Аларм-Тракс" - в начале лета этого года. Тогда же начал работать и "Центр Isuzu автомобильной корпорации Грузомобиль" - официального дилера "Северсталь-Авто" (дистрибутор марки Isuzu на российском рынке). Осенью этого года на выставке "Авто+Автомеханика-2007" была представлена линейка тяжелых грузовиков марки Isuzu серий "C" и "Е".

Руководитель отдела продаж "Аларм-Тракс" В. Фомин так объясняет политику компании при выходе на российский рынок: "Ford Cargo тщательно и осторожно подходит к выводу автомобилей на российский рынок. В первую очередь это сказалось на базовой комплектации грузовиков Ford Cargo, которая была создана специально для эксплуатации в наших суровых условиях. Вывод нового продукта также требует соответствующей сервисной поддержки, складской логистики и поставок запчастей". По мнению В. Фомина, "такая тщательность обеспечивает долгосрочный успех, и, несмотря на то что на начальном этапе есть риск не успеть за ростом рынка, в планах Ford Cargo - войти в 2008 г. в семерку самых прода

На верх