"Коммерсантъ": Происходит вытеснение отечественной техники китайской
Китайские производители горнодобывающей техники уже нацелились на российских потребителей. Генеральный директор ООО "Герштадт Восток" Анна Зильбершмидт поделилась своими мыслями о ситуации на рынке горнодобывающей техники.
Business Guide: Ваша компания специализируется на поставках для российской горнодобывающей отрасли оборудования и техники зарубежных марок. А каковы основные, на ваш взгляд, тенденции в этом сегменте машиностроения?
Анна Зильбершмидт: Так как основное направление деятельности нашей компании -- ковши и навесное оборудование, я могу дать небольшой обзор только этого сегмента горнодобывающей техники. Основная тенденция в России -- это, как и в любой другой сфере промышленных товаров, выход на рынок азиатских заводов-производителей. Если вы используете в повседневной жизни компьютер или телевизор, то в 90% случаев на обратной стороне прибора написано: "Сделано в Китае (Малайзии, Тайване)". А изготовить ковш, гидромолот или даже экскаватор куда проще, чем экран монитора. Хотя с учетом того, что стоимость одного ковша известного производителя обычно превышает ?100 тыс., производить продукцию низкого качества невыгодно.
Уже сегодня каждый официальный дилер известного брэнда (Hitachi, Komatsu, Terex и т. д.) старается параллельно создавать отделения по поставке на российский рынок новой корейской и китайской техники. И если сегодня эта техника еще уступает высоким стандартам известных брэндов, то года через два-три эта разница может исчезнуть.
BG: По-вашему, китайская экспансия грозит горнодобывающему сегменту машиностроения?
А. З.: По моим прогнозам, через четыре года рынок горнодобывающей техники будет выглядеть совсем иначе. Уже сегодня на предприятиях Сибири и Дальнего Востока происходит вытеснение отечественных самосвалов и традиционных для России CAT, Terex, Komatsu китайскими самосвалами. И этот процесс идет очень активно благодаря агрессивно низкой ценовой политике и уровню качества, который даже немного выше, чем у продукции российских производителей.
BG: Нет ли у вас опасений, что данный процесс усложнит работу в России и для вашей компании?
А. З.: К сожалению, эта тенденция может коснуться и нашей компании. "Герштадт Восток" поставляет в Россию продукцию самых известных в Европе заводов по производству ковшей большого объема и навесного оборудования -- норвежской Gjerstad, австрийской Wimmer и британской Miller. Техника этих фирм пока не имеет аналогов в мире по износостойкости, что очень важно именно для карьерной тяжелой техники. Характерная особенность работы тяжелой карьерной техники состоит в том, что день простоя из-за замены ковша или шины обходится очень дорого. Поэтому зачастую клиент предпочитает купить дорогую и качественную продукцию по более высокой цене, чтобы избежать потерь из-за частых простоев.
BG: Кстати, о качестве. Китайские производители с этих позиций сейчас конкурентоспособны для российского потребителя?
А. З.: На сегодня продукция Китая, как, к сожалению, и продукция российских заводов, значительно уступает по качеству западным моделям. Конкретно я говорю про ковши для карьерной техники, рассчитанные на объем захвата свыше десяти кубометров. При производстве навесного оборудования меньших размеров российские и китайские производители уже успели выйти на достаточно высокий качественный уровень. Надеюсь, что через несколько лет они освоят и технологии высококачественного производства больших ковшей.
BG: А на деле кого выбирает российский потребитель?
А. З.: Проведенный нами опрос ГОКов на севере России и в Сибири показал, что большинство предпочитает иметь дело все-таки с отечественной техникой производства "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ). В основном это связано с дорогим обслуживанием импортной техники и долгими сроками поставки запасных частей.