30/10/2007
"Коммерсантъ": Правила дорожно-строительного движения



"Коммерсантъ": Правила дорожно-строительного движения


Российский рынок дорожно-строительной техники демонстрирует впечатляющие темпы роста, вызванные подъемом строительного сектора. Тем не менее пока инвесторы не спешат вкладываться в строительство новых и модернизацию уже существующих заводов по производству этой техники.

В последние два года рынок дорожно-строительной техники -- один из самых динамично развивающихся в России за счет дорожного, и особенно гражданского, строительства (так, в первом полугодии 2007 года объемы строительства в России увеличились на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года). Рынок дорожно-строительной техники является очень быстрорастущим, и точный объем его определить довольно сложно. Емкость рынка, по данным группы ГАЗ, в 2005 году составила $2,7 млрд, в 2006-м -- $3,5 млрд, в 2007-м -- $4,3 млрд. Темпы роста составляли 25-28%, что является лучшим показателем за последние пять лет.

Очень активно развивается сегмент автокранов и экскаваторов. "Показательно, что в 2006 году по сравнению с 2005-м объем проданной нами строительно-дорожной техники увеличился на 38%, а в 2007 году по сравнению с 2006-м -- на 35%. Я думаю, что рост рынка продолжится еще в течение десяти лет, причем в ближайшее пятилетие он будет расти примерно такими же темпами, как и сейчас, а в последующие годы скорость роста снизится до 10-15%",-- полагает директор по стратегическому развитию и инвестициям дивизиона "Спецтехника" группы ГАЗ Наталья Алексеева.

"В ближайшие несколько лет мы планируем рост спроса на строительно-дорожную технику в связи с возрастающей активизацией строительства дорог в России. На сегодняшний день потребность России в автодорогах оценивается минимум в 1,5 млн км, в то время как реальная протяженность сети автодорог РФ, находящихся в государственной собственности, составляет лишь 1 млн 145 тыс. км",-- рассказывает Константин Романов, аналитик ИК "Финам". При этом лишь 20% дорожного покрытия не требует ремонта.

По официальным данным, убытки от бездорожья превышают 500 млрд рублей (около $20 млрд) в год. В реальности убытки могут значительно превышать эту цифру. Правительство осознает эту проблему, поэтому в ближайшие годы планирует рост объемов дорожного строительства. Дефицит дорожно-строительной техники в России очень большой, а потенциал рынка огромен. Но, к несчастью для российских производителей, это понимают не только они.

Иностранные компании уже давно поставляют в Россию свою продукцию. Но в последние два года, характеризовавшиеся активным ростом рынка, их присутствие в стране усилилось. Так, по данным компании "Владвнешсервис", за вторую половину 2006-го--первую половину 2007 года объем импорта различных видов строительной техники в Россию составил в зависимости от категории техники от 105 до 200% по сравнению с базовым уровнем середины 2006 года. Лидерами оказались автобетономешалки, рост их импорта за последний год составил 219% (да и российское производство этого вида техники в 2006 году выросло на 171% по сравнению с 2005-м, составив 52 932 штуки).

Реальными конкурентами российской технике становятся китайские новинки. Наталья Алексеева отмечает, что в последнее время в страну поставляется все больше китайской дорожно-строительной техники, а правительство не может защитить российских производителей, поскольку никаких квот и специальных таможенных пошлин на ввозимую технику не предусмотрено (с 2006 года были отменены ввозные пошлины на готовую технику, которые ранее составляли 5?10%). Между тем в отличие от европейской и японской техники новые китайские модели вполне сопоставимы с отечественными по цене и являются их прямыми конкурентами. Китайские компании вышли на рынок недавно (по некоторым оценкам, активная экспансия их на рынок спецтехники началась только в 2005 году), но уже стремятся максимально эффективно работать в России. Летом 2007 года был заключен договор о намерениях представителей компании LiuGong Machinery Co. Ltd. с руководителями завода "Красный Октябрь" и Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей по поводу размещения производства китайской строительной техники.

Другая китайс

На верх