Автопром мечтает о родных запчастях
Процесс организации иностранными компаниями производств компонентов для автопроизводителей на российской территории идет не так быстро, как хотелось бы. И при явном автомобильном буме в России угрожающими для внешнеторгового баланса темпами растет иморт автокомпонентов. Впрочем, в конкурентную борьбу постепенно включаются и российские производители комплектующих.
Как показали итоги первого полугодия, наиболее вероятной причиной "схлопывания" торгового баланса в 2008-2010 годах будет автомобильный бум. Об этом заявил зампред Комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, замгендиректора ОАО "АСМ-холдинг" Александр Ковригин на конфереции "Производство автокомпонентов для сборочных предприятий, расположенных на территории РФ".
"К резкому росту "автомобильной" составляющей в импорте привидет и "промышленная сборка" в первые годы становления заводов иностранных фирм (до выполнения заданий по локализации - а это 5-7 лет), созданных на ее основе в России", - полагает представитель "АСМ-холдинга".
Напомним, исходя из данных ЦБ о балансе внешней торговли в первом полугодии 2007 года, отслеживаеется тенденция интенсивного снижения сальдо торгового баланса. Так, например, в июне экспорт товаров вырос на 6,8%, а импорт - на 27%. И если в 2006 году сальдо платежного баланса составляло 130 млрд рублей, то к 2010 году оно может сократиться до нуля.
Тем временем, как сообщил начальник отдела департамента промышленности Минпромэнерго РФ Сергей Шаронов, рост числа произведенных за 9 месяцев этого года в России зарубежных моделей легковых автомобилей по отношению к аналогичному периоду 2006 года составил 173,3% и достиг 321,1 тыс. машин. То есть 34,3% от общего количества произведенных авто.
"Государственная политика в области развития российского автомобилестроения не должна быть односторнней, - заявил Ковригин. - Большинство автомобильных экспертов считают, что нужно сделать тщательный анализ результатов развития автомобильной промышленности в последние годы". Результатом же анализа должна стать подготовка предложений по ослаблению зависимости российского автопрома от зарубежных фирм и государств.
Стоит отметить, что достаточно часто звучащая из уст лиц разного ранга критика промсборки, будь то авто или автокомпоненты, до сих пор ракурс сальдо не затрагивала. При этом появление нового аргумента в арсенале критиков совпало со сворачиванием "золотого века" российской промсборки.
"Мы считаем, что в российском автопроме созданы исключительно благоприятные условия для прихода инвестиций", - подчеркнул Шаронов, уточнив, что теперь уже России нужен "свой российский автопром".
По словам Шаронова в соответствующих ведомствах подготовлен проект приказа, согласно которому новые компании, стремящиеся открыть в России автопроизводства, уже будут обязаны заключать контракты на поставку комплектующих с российскими производителями. И ориентировочно эта директива вступит в силу с ноября.
Правда, неоднократно подчеркивал представитель Минпромэнерго, "для нас российскими производителями являются все зарегистрированные на российской территории компании". То есть, нынешние коррективы подходов вполне можно считать еще одним бонусом для зазываемых к нам призводителей автокомпонентов.
Тем более, Шаронов сообщил, что те иностранные компании, которые успели подписать в России хотя бы меморандум о намерениях, впредь сохранят право играть по прежним правилам.
Ответ на вопрос, зачем для иностранных производителей комплектующих нужен очередной бонус, не сложен.
По оценкам аналитического агентства "АВТОСТАТ" в 2007 году объем первичного рынка автокомпонентов составит порядка $7-8 млрд. Примерно половина этого объема (47-49%) будет приходиться на долю выпуска комплектующих самими автопроизводителями. Объем внешнего производства автокомпонентов для первичного рынка составит порядка $3,6-4,2 млрд. При этом, доля автокомпонентов, производимых для сборочных предприятий пока еще крайне мала - в пределах 10% от общего объема рынка.
Иначе говоря, сборочные предприятия бы и рады ввозить меньше автокомпонентов, но на месте