"RBCdaily": Водородный дальнобойщик
Прогресс в разработке эффективных водородных топливных элементов становится все более очевиден. На днях прототип FCHV (Fuel Cell Hybrid Vehicle), разработанный компанией Toyota, преодолел без дозаправки расстояние 560 км.
Переоборудованная модель Toyota Kluger начала свой маршрут из центра города Осака, а завершила поездку в Токио. При этом на протяжении всего пути в автомобиле не выключался такой значимый потребитель энергии, как кондиционер. Дорога пролегала по магистралям. Средняя скорость машины составляла 80 км/ч, максимальная скорость была зафиксирована на отметке 155 км/ч. Иными словами, испытания проходили в обычных дорожных условиях.
Напомним, что основной принцип работы этой силовой установки заключается в преобразовании химической энергии в электрическую. В катализаторе-окислителе происходит процесс, который приводит к возникновению электрического тока. Роль окислителя выполняет полимерный электролит. Он более совершенен, нежели жидкостный, и позволяет работать топливным элементам при нормальных температурах без значительного повышения давления. В качестве участников такой реакции выступают водород и воздух, а продуктом распада становится вода. Таким образом вырабатывается электрическая энергия, способная посредством электромоторов приводить автомобиль в движение.
Прототип FCHV был создан без каких либо изменений внутреннего пространства салона модели Kluger и сохранил все способности повседневной практической эксплуатации. В состав функциональной силовой платформы в том числе вошли четыре накопительные емкости с водородом, установленные в районе заднего ряда пассажирских сидений. Масса пятиместного внедорожника составляет 1880 кг. Мощность силового электродвигателя достигла 122 л.с., а вырабатываемого крутящего момента - 260 Нм.
Улучшение производительности топливных элементов и электронной системы управления привели к повышению экономии водородного топлива на 25% по сравнению с предыдущей версией Toyota FCHV. Кроме того, на это во многом повлияло усовершенствование самих топливных баков, которые теперь выдерживают более высокое давление (до 70 МПа) и позволяют хранить примерно в два раза больше водорода.
В компании отмечают, что подобные усовершенствования позволяют в ходе испытаний довести рекордный показатель пробега уже примерно до 750 км. Однако продвижение подобных разработок во многом определяет развитая сеть технических и заправочных станций. В связи с этим Toyota активно лоббирует развитие подобных проектов в Японии.