14/09/2007
Взгляд мировых автомобилестроителей на Россию: с надеждой - и с колебаниями



Взгляд мировых автомобилестроителей на Россию: с надеждой - и с колебаниями


Москва. Ведущие мировые автомобилестроители едины во мнении, что производство автомобилей в России может быть ключом к победе на этом быстро развивающемся рынке. Однако многие из них проявляют осторожность. Это связано с недостаточным развитием производства комплектующих, а также с неуверенностью в российской политике тарифного регулирования. Россия является одним из немногих ярких пятен на вялом европейском автомобильном рынке. Прогноз продаж на этот год составляет 2,4 млн. машин - рост на треть по сравнению с 2006 г. Поддержка растущими ценами на нефть, вероятно, сделает российский рынок самым большим в Европе к 2011 г. - с годовым спросом в 3,3 млн. автомобилей, говорят прогнозисты.

Все же, несмотря на перспективность растущего, как на дрожжах, спроса, большинство автомобилестроителей в своих инвестиционных планах начинает с малых объемов выпуска - в пятизначных цифрах. В то же время, другие компании колеблются, по их словам, из-за ощущения рискованности инвестиций в стране без глобальной базы производства комплектующих, а также вследствие неясности будущей государственной тарифной политики. "Российский автомобильный рынок действительно только начал проявляться в последние годы, - сказал на франкфуртском международном автосалоне Президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко (Osamu Masuko). - Есть много трудностей - изучение практики деятельности таможни этой страны, а также других инструкций, которые недостаточно прозрачны". Японская автомобилестроительная компания приближается к январскому крайнему сроку, в который нужно решить, строить ли сборочный завод в России после подписания обязательств перед российским правительством. Чувствуется, что у Масуко ослабла решимость по этому вопросу, которая существовала в начале этого года.

Руководство Honda Motor также оценивает перспективы мрачновато, отмечая, что Россия испытывает проблемы с инфраструктурой, и это делает местное производство не слишком привлекательным. "В настоящее время мы не имеем никакого плана организации производства в России, - сказал руководитель Honda Europe Ш. Такаджи. - Есть слишком много вопросов, заключающихся в том, как обеспечить поставку комплектующих, да и по состоянию инфраструктуры вообще". Даже компания General Motors, представители которой говорили на этой неделе о рассмотрении возможности производства в России автомобилей марки Opel (наряду с уже популярными Chevrolet), проявляет осторожность. "Наибольший риск в настоящее время я вижу в том, как пройдет присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО), и как изменятся импортные тарифы в течение десяти, пятнадцати лет", - размышляет Президент GM Europe К. Форстер.

Несмотря на далекую от идеала обстановку в России, аналитики считают, что риск упущенных возможностей высок. "Это - все еще тот рынок, где вы должны конкурировать по цене", - сказал Т. Армстронг, директор компании Global Insight. Он отметил, что три четверти российского рынка новых автомобилей составляет сегмент стоимости ниже $20 тыс. "Если вы хотите быть конкурентоспособным в долгосрочной перспективе, то организация сборки в России весьма существенна. Любая компания, не имеющая инвестиционного плана, теперь обрекает себя на роль маргинала этого рынка", - сказал он, и добавил, что широкие возможности для захвата существенной доли рынка были у всех.

В стремлении защитить неустойчивую местную автопромышленность и поощрить иностранные инвестиции, Кремль установил 25% пошлину на импортируемые автомобили. Россия, как все ожидают, присоединится к ВТО в следующем году. Однако имеется соглашение, которое позволяет правительству сохранять высокие пошлины в течение первых семи лет после вступления. Это означает, что автомобили иностранных марок, построенные в России, обладают возможностью быстрого роста объема продаж. В первой половине этого года он уже удвоился. Импорт автомобилей также растет, но более скромными темпами - около 60%.

Именно эта ситуация побудила автомобилестроителей, лидерами среди которых оказались Ford Motor, GM, Hyundai Motor, Renault и BMW, смириться с риском. Nissan Motor, Toyota Motor, Volkswa

На верх