05/09/2007
"Гудок": Ультразвук против выхлопов



"Гудок": Ультразвук против выхлопов


Снизить количество вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания автомобилей в атмосферу ученые Самарского университета решили за счет улучшения качества топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Предложенное ими устройство возбуждает ультразвуковые колебания в потоке бензино-воздушной смеси после ее образования в карбюраторе двигателя. Как рассказал руководитель центра "Охрана труда и промышленная экология" Самарского государственного университета путей сообщения М. Смолев, для этого прибор размерами десять на шесть сантиметров и толщиной всего полтора сантиметра устанавливают в моторном отсеке автомобиля между карбюратором и впускным коллектором.

Принцип его работы довольно прост: ультразвук дробит капли топлива на мельчайшие частицы, которые, соединяясь с воздухом, образуют полностью сгораемую в цилиндрах дисперсную смесь. В результате этого процесса снижается расход бензина на сто километров пробега и уменьшается токсичность отработанных газов, поступающих из выхлопной трубы в атмосферу. При использовании ультразвука вредных примесей в выхлопе становится меньшеПервые испытания новинки на автомобилях ВАЗ-2108 были проведены на учебно-производственном полигоне университета в прошлом году. В ходе опытной эксплуатации усовершенствованных "восьмерок" ученые установили, что в диапазоне вращения вала двигателя от 2 до 3,5 тысячи оборотов в минуту содержание СО в выхлопных газах двигателя стало на 5% ниже прежнего уровня, а СН - на 15%. К тому же расход топлива на сто километров пробега автомобиля при применении новинки удалось уменьшить на 10%.

По словам М. Смолева, еще одним достоинством нового устройства является простота его установки, не требующей никаких изменений в конструкции и не нарушающей взаимного расположения узлов двигателя. Важно и то, что созданный в СамГУПСе прибор не имеет изнашиваемых деталей и может служить столь же долго, как и автомобиль. Причем, по расчетам ученых, применять его можно будет на всех карбюраторных двигателях внутреннего сгорания. В случае массового использования разработки ученых самарского вуза автомобилистами воздух в российских городах станет значительно чище.

На верх