31/08/2007
Немецкий автопром на краю пропасти - "Бизнес&Балтия"



Немецкий автопром на краю пропасти - "Бизнес&Балтия"


емецкие автопроизводители стоят на краю обрыва и, если верить бывшему главному экономисту компании BMW Гельмуту БЕККЕРУ, рискуют потащить за собой всю экономику Германии. Рабочие места могут потерять до 400000 человек. А виноваты во всем японские, корейские и китайские компании.

"Мерседесы" передают пальму первенства японским, корейским и китайским автопроизводителям. "Попрощайтесь с Volkswagen, Porsche и DaimlerChrysler!" - пишет Г.Беккер в своей книге "Перехитрили: как автомобильная индустрия ведет Германию к кризису". Он приводит удручающие прогнозы продаж автомобилестроительной продукции, которые наглядно подкреплены статистическими данными и анализом рынка. Книга заставляет удивляться, как этому сектору экономики все еще удается оставаться на плаву, не говоря уже о том, что прямо или косвенно она обеспечивает работой каждого седьмого жителя Германии.

Немецкие машины слишком большие, слишком дорогие и слишком сильно загрязняют окружающую среду. Хотя местные автопроизводители добились более значимых результатов в споре со своими американскими конкурентами, Беккер не видит в этом повода для радости. Вызов исходит совсем из других частей света. Прежде всего азиатские компании, в числе которых японская Toyota Motor Corp., теснящая американский концерн General Motors на вершине мирового пьедестала, и китайские "восходящие звезды" Chery Automobile и Geely Automobile Holdings.

Полем боя, на котором будет определяться вопрос о том, кто выживет в автомобилестроительном секторе, назван Китай. На текущий момент предприятия Поднебесной уже опережают немецкие по количеству автомобилей, сходящих с китайских конвейеров. Недалек тот день, когда немцы будут заказывать четырехдверные китайские машины в супермаркетах дисконтной сети Aldi Group по цене 3 499 евро (4 780 долларов) за единицу.

Немецкий автомобильный рынок вот уже несколько лет находится в состоянии стагнации. По расчетам Ассоциации международных автопроизводителей (VDIK), в 2007 г. в Германии будет продано 3,25 млн. новых автомобилей. Это на 150 тыс. единиц меньше, чем указывалось в изначальном прогнозе.

Перечисляется целая череда ошибок и упущенных возможностей немецких автопроизводителей в течение последних десяти лет. В особенности это относится к Volkswagen и DaimlerChrysler. Вот лишь некоторые из них: неумело проведенные слияния, оказавшиеся непомерно дорогостоящими и нужные только для удовлетворения самолюбия топ-менеджеров; неудачные трудовые договоры о рабочем времени и его оплате; недальновидность в области, связанной с тенденцией стремления к экологичности автомобилей, приведшая к упущенным возможностям в секторе гибридных автомобилей; слишком явное внимание к "дорогим игрушкам" для насыщенных западных рынков вместо того, чтобы отдать предпочтение небольшим дешевым машинам, пользующимся спросом на рынках бурно развивающихся экономик Азии.

В частности, пока немцы занимались разработкой "дорогостоящих игрушек", к ним незаметно подкрался японский Lexus, ставший самым продаваемым автомобилем повышенной комфортности в Германии. К 2006 году Toyota владела 52 предприятиями в 28 странах мира. В то же время Volkswagen производил автомобили в 18 странах, причем преимущественно в Европе.

Впрочем, по мнению Г.Беккера, крах немецкой индустрии не случится в одночасье. Его можно даже предотвратить, если сосредоточить свое внимание на экологичных технологиях, позволяющих сократить вредные выбросы. Однако если все останется как есть, то можно ждать потери до 400 тыс. рабочих мест, из которых 100 тыс. - это рабочие места автопроизводителей, а остальные - поставщиков. Германии нужна автомобилестроительная промышленность, заключает г-н Беккер, задавая при этом вопрос: "А нужна ли она миру?"

На верх