20/08/2007
Шаолинь в овчинном полушубке - "Эксперт Сибиоь"



Шаолинь в овчинном полушубке - "Эксперт Сибиоь"


Даже если азиаты пока занимают совсем незначительную часть российского рынка грузовиков и используют в завоевании покупателя все больше не рыночные инструменты, а всевозможные административные лазейки, отечественные производители методично уступают иностранцам, несмотря на рост собственных абсолютных показателей продаж

В европейской части России иностранными производителями особенно активно осваивается сегмент малотоннажных грузовиков - в первую очередь корейскими и китайскими. Нарастание конкуренции со стороны иномарок и среди средних и тяжелых грузовиков больше заметно за Уралом.

В целом в 2002 году автозаводы России и стран СНГ занимали 78% рынка, в 2005 году их доля снизилась до 63%, а в 2006?м - до 57%. Пугающие цифры для русских танков, которые не боятся грязи. Китайцы очень грамотно поймали момент и пришли к нам именно тогда, когда было нужно: в период, когда из-за очень быстрого развития множества отраслей, требующих грузовой техники, российские заводы в силу ограниченных возможностей по наращиванию производственных мощностей не справлялись с быстрорастущим спросом.

Сегодня российский рынок LCV (light commercial vehicles - к ним относят автомобили полной массой до 2 тонн) - флагман отечественной грузовой техники. Его доля - около 70% всего рынка. Динамика роста сегмента превышает среднюю по рынку более чем на 5% и составляет 10-12%; по прогнозам экспертов, к 2010 году сектор LCV увеличится на 70%.

В структуре производства российских заводов также преобладают именно малотоннажные грузовики (67-68% в 2006 году). Доминирующий игрок здесь - "Группа ГАЗ" с моделями "ГАЗель", "Соболь" "Валдай", который, однако, постепенно теряет позиции, несмотря на повышение продаж, поскольку сегмент активно осваивается иностранными производителями. Наибольшую опасность для российских заводов здесь представляют китайские и корейские автомобили, которые приемлемы по цене для российского потребителя, а последние еще и обладают лучшим качеством. В середине 2006 года ведущий отечественный игрок, по оценкам экспертов, занимал 66,3% рынка новых LCV, тогда как в 2005 году - 69%. Доля иностранных производителей достигла 11%.

Продукция ГАЗа постепенно вытесняется иномарками в первую очередь в крупных городах, поскольку с ростом дохода клиенты начинают выше ценить надежность автомобиля и затраты времени на сервисное обслуживание. В частности, "Автолайн" - крупнейший частный пассажирский перевозчик в Москве - пополняет свой автопарк фургонами Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter. Также спрос на иномарки предъявляют и другие крупные перевозчики. Лидер может не беспокоиться разве что за государственных потребителей подобной техники, например, станции скорой помощи, подразделения налоговой инспекции, инкассаторских служб и тому подобных.

Объем рынка большегрузных автомобилей (полная масса от 2 до 8 тонн) в 2006 году оценивался примерно в 100 тыс. единиц, или 200-300 млрд рублей в стоимостном выражении. По мнению специалистов компании "МАН Автомобили Россия", рынок грузовых автомобилей полной массой выше 3,5 тонн в среднем увеличивается на 5% в год.

В этом секторе некоторыми экспертами прогнозируется относительно стабильный объем рынка, другие предсказывают рост. Большинство из них сходится во мнении, что конкуренция здесь будет самой острой, и неизвестно, поможет ли ГАЗу смена модельного ряда в 2008 году и дальше удерживать лидирующие позиции, поскольку ожидается постоянный рост импорта, в том числе китайских автомобилей, способных бороться с продукцией завода по цене - ее основному конкурентному преимуществу на данный момент.

Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн характеризуется высокими темпами роста объемов продаж вот уже пять лет. Среднегодовой рост сегмента за этот период составил 18,3%. Особенно активно это происходило в 2006 году, когда рынок увеличился сразу на 39,4% (в 2005 году рост составил только 13,2%), прогноз на текущий год - 18,3%.

По итогам 2006 года объем импорта грузовых автомобилей (подержанных и новых) полной массой 14-40 тонн составил 40,8 тыс. единиц, что на 61,3% б

На верх