16/08/2007
Питерские автозаводы могут не открыться



Питерские автозаводы могут не открыться


Санкт-Петербург. Апогеем новой российской автоиндустрии должен стать 2009 год, когда на полную проектную мощность должны выйти сразу 7 новых автозаводов: Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki, Peugeot-Citroen в Санкт-Петербурге, а также Volkswagen и Volvo в Калужской области. Другие заводы, которые уже работают в России - Ford, Renault, Kia - сейчас занимаются наращиванием производства.

Строить заводы предлагается в чистом поле РЖД поможет производителям с перевозкой Обучить молодых рабочих высоким технологиям нереальноПомимо самих автозаводов, на этой же территории разместятся многочисленные производители комплектующих, среди них: Toyota Boshoku (автомобильные сидения), Denso (весь спектр автокомпонентов), Reka Rubber Ltd. (резинотехнические изделия), Stadco Ltd (кузовные детали) Nokian Tyres, Michelen Tyres (автомобильные шины), возможно здесь же останутся Benteler Automobiltechnik (модули подвесок, компоненты пассивной безопасности, выхлопные системы), Johnson Controls (электроника и внутренне оснащение) и многие другие.

Однако, возможности питерской базы слишком переоценены: все-таки она была создана достаточно давно, в советские времена, и как следует не эксплуатировалась. Территории, предназначенные для строительства заводов, представляют собой голые поля - с возможностью подведения коммуникаций. Петербургские власти продолжают приветствовать инвесторов, однако первая волна восторга прошла, и становится ясно, что на данном этапе Ленинградская площадка загружена.

Пропускная способность транспортной инфраструктуры района в некоторых местах уже сейчас не отвечает современным потребностям. Питер импонировал инвесторам близостью к границе и портам, однако сегодня портовые и складские терминалы не справляются с грузоптоком, поскольку доставляют не только автомобили и комплектующие, но оборудование и оснастку для заводов. Многие автопроизодители уже изучили альтернативные возможности доставки грузов и планируют перейти на ж/д поставки автомобилей, хотя это и дороже.

Главной же проблемой, как отмечают эксперты, на данный момент остается дефицит квалифицированной рабочей силы. При заявленных объемах производства, на каждый завод требуется от 2 до 7 тысяч сотрудников, которые должны будут заниматься производством высокотехнологичных изделий - автомобилей. В России нет опыта производства современных автомобилей, и рабочие российских автозаводов совершенно не годятся для европейских и японских высоких технологий. Несмотря на то, что представители заводов обещали наладить обучение, в таким масштабах они возить обучать в Европу не могут. Многие эксперты отмечают, что специалистов нужного уровня пока просто нет.

Кроме того, при входе в Россию, иностранные автопроизводители рассчитывали на относительно недорогую рабочую силу. Однако вскоре стало понятно, что эксплуатировать российских рабочих как китайцев они не смогут: в России быстрыми темпами развивается профсоюзное автомобильное движение, которое готово отстаивать свои интересы.

Массовый запуск предприятий может буквально парализовать Питерскую площадку. Некоторые эксперты полагают, что если проблемы инфраструктуры и поиска поставщиков можно решить в умеренные сроки за счет инвестиций, то нехватка специалистов, скорее всего, сохранится надолго. Время пока есть, однако совсем не исключено, что заводы откроются гораздо позже намеченных сроков.

"РосБизнесКонсалтинг"

На верх