В ответе за каждую гайку - "Эксперт авто"
На Ульяновском автомобильном заводе внедряется новая система контроля качества. Ее создатели стремятся к тому, чтобы рабочий на конвейере нес ответственность за каждую выполненную операцию
"Впервые в истории отечественного автопрома установлены на свое место и закручены все необходимые болты и гайки!" Этот старый анекдот красноречиво свидетельствует о невысокой репутации качества сборки российских автомобилей. Отечественные автозаводы пытаются изменить этот имидж. Среди них производитель известных российских внедорожников - Ульяновский автомобильный завод.
Для владельцев "УАЗов" тема заводской сборки всегда была очень актуальной. На интернет-форумах собственники "козликов" и "буханок" до сих пор называют свои машины "ведром с гайками, которые постоянно нужно подкручивать". Сегодня ульяновский автопроизводитель стремится изменить подобные представления о своих машинах. Одна из главных мер в этом направлении - создание новой системы контроля на производстве, которая призвана серьезно повысить качество сборки автомобилей УАЗ. О принципиальных особенностях нововведения в интервью "Эксперту" рассказывает Андрей Слепушкин, руководитель департамента управления качеством Ульяновского автомобильного завода.
- Андрей Павлович, у наших автолюбителей сложился прочный стереотип, что сошедшая с российского конвейера машина собрана лишь условно, после покупки ее нужно "протягивать", то есть доделывать собственными руками. Как вы собираетесь бороться с подобными представлениями?
- Мы считаем, что кардинально улучшить сборку автомобилей УАЗ позволит новая система контроля качества на производстве, которую мы стали постепенно внедрять с начала текущего года. По сути, речь идет об использовании передового зарубежного опыта. На крупнейших иностранных автопредприятиях подобная система называется built-in quality ("встроенное качество"). Смысл состоит в том, чтобы каждый на производстве нес полную ответственность за свою работу. Ульяновский автомобильный завод создавался как предприятие военного назначения - на таком заводе всегда был повышенный контроль за качеством работы. Вроде бы это хорошо, однако есть и обратная сторона медали: люди, привыкнув работать под двойной и тройной проверкой, подсознательно начинали выполнять свои функции не очень добросовестно. Они работали с оглядкой на контролера, который, если что, подскажет и укажет, как надо делать. Ход рассуждений у рабочего был приблизительно такой: если я буду делать все как надо, что же тогда останется для многочисленных контролеров? Новая система призвана исправить эту порочную практику и сделать так, чтобы каждый работник, не оглядываясь ни на кого, делал свою работу качественно.
- Какими же методами вы планируете достичь столь высокой ответственности каждого работника?
- Мы, в частности, произвели перегруппировку постов контроля ОТК и сконцентрировали их на конечной стадии процесса. То есть, допустим, на этапе сварки кузова контроль осуществляется только в самом конце линии, а не на разных ее участках, как было раньше. Сейчас пост в конце линии помогает отследить именно готовый продукт, который пришел после того или иного технологического передела. Так можно более эффективно отслеживать брак, возникающий в процессе производства.
- И что, эти контролеры будут повышать сознательность ваших рабочих?
- Не только они. Сейчас каждый работник понимает, что его задача - выполнить всю работу правильно и что на посту контроля не должно быть выявлено никаких отклонений. Дело в том, что каждый автомобиль на конвейере сопровождает так называемая карта сборки. На этом документе в отношении ключевых операций, то есть работ, влияющих на безопасность автомобиля, предполагается штамп конкретного работника об исполнении. После сборки рулевого управления, тормозной системы, крепления колес, сидений, ремней безопасности и других узлов каждый работник ставит на карте сборки персональный штамп со своим номером либо расписывается в специальной форме. Тем самым он подтверждает свою ответственность за произведенные работы.
- Получается, что человек, условно говоря, закрутил гай