"Ведомости": Бизнес на шариках и роликах
Бывшие топ-менеджеры "СПЗ-Групп" занялись собственным бизнесом, создав в Самаре Средневолжский подшипниковый завод, который начал производить продукцию из китайских комплектующих. "СПЗ-Групп" отреагировала на появление конкурента напоминанием о росте нелегального импорта низкокачественной продукции из Китая. Сама "СПЗ-Групп" производит подшипники из китайских деталей с 2006 г.
ООО "Средневолжский подшипниковый завод" (СвПЗ) начал выпуск продукции в июне этого года. ООО учреждено в начале 2006 г., рассказал "Ведомостям" гендиректор СвПЗ Владимир Николаев - бывший исполнительный директор Самарского подшипникового завода - 9 (входит в "СПЗ-Групп"). По его словам, соучредителями ООО выступили он, экс-гендиректор Завода приборных подшипников Игорь Максимов и еще несколько физических лиц. Идея создания собственного производства подшипников принадлежит Максимову, говорит Николаев. Кроме Николаева новым заводом управляют еще три бывших менеджера "СПЗ-Групп", которые пришли из СПЗ-9 и СПЗ-4 (также входит в "СПЗ-Групп"). О том, как распределены доли соучредителей ООО и об источниках финансирования создания завода, Николаев говорить отказался.
По словам Николаева, помещение цеха площадью 2000 кв. м было куплено собственниками ООО, после чего предприятие получило лицензию на производство подшипников из китайских комплектующих. Завод будет выпускать 5-6 контейнеров сферических и цилиндрических подшипников в месяц по цене от $100 000 за 1 контейнер (оборот - около $6 млн в год), говорит Николаев и добавляет, что потребителями продукции завода являются сельхозпроизводители, цементные заводы, производители строительной техники. На вопрос "Ведомостей", насколько востребована продукция ООО, Николаев ответил: "Берут пока понемногу".
После запуска СвПЗ руководство "СПЗ-Групп" на официальном сайте уведомило потребителей о том, что подшипниковый завод (СвПЗ), продукция которого недавно появилась на рынке, не входит в "СПЗ-Групп". В том же сообщении "СПЗ-Групп" напомнила, что "в последнее время значительно увеличился импорт нелегальной подшипниковой продукции низкого качества из Китая".
"СПЗ-Групп" сама выпускает шариковые подшипники из китайских комплектующих на территории завода координатно-расточных станков с 2006 г. Комплектующие для этого производства поставляет совместное предприятие в Китае Zhangjiagang - SPZ Bearing Co. Общий объем инвестиций в российско-китайское предприятие составил около $10 млн, из которых около $6,5 млн вложила "СПЗ-Групп".
Президента "СПЗ-Групп" Александра Швидака новый проект бывших менеджеров СПЗ не пугает. "Они не мешают нам, а мы не мешаем им", - говорит Швидак. По его словам, продукция СвПЗ не пересекается по номенклатуре с подшипниками "СПЗ-Групп".
По оценке председателя совета директоров самарского Завода авиационных подшипников (входит в Европейскую подшипниковую корпорацию, ЕПК) Александра Богусонова, отверточная сборка подшипников - выгодный и малозатратный бизнес, такой проект стоит до $2 млн, а окупается за один-два года. По его мнению, российским производителям такие проекты не повредят: дешевые китайские подшипники могут использоваться на вторичном рынке - для ремонта сельхозтехники и в машиностроении. По данным ЕПК, объем российского подшипникового рынка - 20 млрд руб. в год.