"Гудок": Автопром наказали рублем
Всего за полгода рынок продаж автомобилей российских марок сократился на четверть. Консалтинговая компания Price Waterhouse Coopers (PwC) опубликовала отчет о результатах исследования рынка продаж автомобилей в России. По данным PwC, впервые покупатели потратили на иномарки больше средств, чем на отечественные модели. Их продажи снизились за первое полугодие 2007 года на рекордные 23%.
Российские автомобильные концерны за 6 месяцев 2007 года продали на 86 тыс. меньше автомобилей отечественных марок по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и в деньгах потеряли 7% рынка.
Зато от продажи иномарок, собранных в стране, за первое полугодие было получено на 75% больше. Потребители заплатили за них $2,8 млрд.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии продажи иностранных автомобилей в России (произведенных и импортированных) возросли на 70% (296,9 тыс. штук). В пятерку лидеров входят Chevrolet (включая GM-"АвтоВАЗ"), Ford, Toyota, Hyundai и Nissan. Chevrolet, Ford и Hyundai уже собирают свои модели в стране. Toyota и Nissan также скоро откроют сборочные производства.
Тенденция снижения продаж российских автомобилей наблюдается уже в течение двух-трех лет, отметил руководитель аналитического центра компании "АСМ-Холдинг" Виктор Пашков. Происходит это главным образом за счет роста объемов сборки иномарок. Необходимость повышать экологические стандарты отечественных автомобилей будет способствовать их удорожанию. Поэтому перед производителями стоит задача найти способ снижения издержек.
Цены на российские модели уже достигли такого уровня, на который ориентируются иностранные производители, занимающиеся или планирующие заняться сборкой в России, отметил аналитик ИК "Капитал" Михаил Пак. В частности, продукция "АвтоВАЗа" теряет основной свой козырь - ценовое преимущество, тогда как качество продукции продолжает значительно отставать от мирового уровня.
К тому же в России значительно растет благосостояние населения, все больше компаний выплачивают своим сотрудникам "белую" зарплату. Соответственно увеличивается кредитоспособность покупателей: банки более охотно дают гражданам кредиты, которые те охотно тратят на покупку иностранных автомобилей.
Усилия "АвтоВАЗа" по организации совместных проектов с Magna и Fiat несколько запоздали, считает Михаил Пак. Эту деятельность надо было начинать еще 5 - 7 лет назад, тогда бы можно было избежать значительных потерь. "Если по итогам 2006 года доля "АвтоВАЗа" на рынке составляла 28%, то по итогам 2007 года мы прогнозируем ее снижение до 25%", - подчеркнул аналитик.
Против отечественных автомобилей сыграет и предстоящее вступление России в ВТО. В течение семи лет после присоединения к ней пошлины на импортируемые автомобили должны будут поэтапно снижаться. Это в свою очередь повысит конкурентоспособность иномарок, цены на которые по крайней мере не будут расти. С появлением новых заводов по сборке иномарок возникнет ситуация, когда иностранные производители будут активнее конкурировать друг с другом на внутреннем рынке, что наверняка отразится на привлекательности их продукции для потребителя.
В итоге ценовую политику на автомобили будут определять иностранцы, а это для отечественных автопроизводителей, и в первую очередь для "АвтоВАЗа", ничего хорошего не сулит, считает Михаил Пак.
Что касается другого крупного отечественного производителя - "Группы ГАЗ", то, по мнению аналитика компании "Центр Инвест" Максима Иванова, ему рано или поздно придется отказаться от выпуска традиционной "Волги" в пользу автомобиля на базе Chrysler Sebring, сборку которых планируется начать в Нижнем Новгороде в 2008 году.