"RBC daily": Азиаты обгоняют европейцев на российском рынке грузовиков
По прогнозу французской Renault Trucks, к 2010 г. российский рынок грузовых автомобилей вырастет на 53%, более чем до 340 тыс. штук. При этом рост произойдет прежде всего за счет европейских и даже в большей степени азиатских производителей техники. Продажи же российских грузовиков вырастут лишь на 9%, до 225 тыс. штук. Европейцам придется потесниться под напором корейцев и китайцев, чьи продажи к 2010 г. должны вырасти в девять раз. По данным ФТС и MAN, в 2006 г. в России было продано 2663 грузовика Scania, 2335 автомобилей Volvo, 1539 MAN, 949 Iveco, 838 грузовиков Mercedes-Benz, 565 автомобилей Renault Trucks и 200 грузовиков DAF. По данным АСМ-Холдинга, в 2006 г. в России было произведено 248 233 грузовых автомобиля (рост 20%), в том числе 8937 автомобилей иностранного производства (рост в три раза). Горьковский автозавод произвел 144 236 грузовых автомобилей (рост 14%), КАМАЗ - 42 836 грузовых автомобилей (рост 34%), ЗИЛ - 6366 грузовиков (снижение на 8%).
14 июня французский производитель тяжелых грузовиков Renault Trucks представил свой прогноз развития российского рынка грузовых автомобилей до 2010 г. Согласно расчетам специалистов компании, российский рынок грузовых автомобилей вырастет к 2010 г. на 53%, до 340 270 единиц (в 2006 г. он составил 222 754 штуки). Российские производители сохранят лидерство по количественному показателю, но их доля рынка сократится. В частности, прогнозируется, что их продажи вырастут лишь на 9%, до 225 тыс. автомобилей. При этом пик производства - 230 тыс. грузовиков - будет пройден в 2009 г., после чего из-за введения норм Евро-4 продажи отечественных автомобилей будут сокращаться. Впрочем, глава пресс-службы группы ГАЗ В. Торин усомнился, что введение норм Евро-4 может серьезно сказаться на продажах российских грузовиков. В отчете группы за первый квартал 2007 г. введение экологических стандартов признается одним из рисков для компании, в результате чего продукция компании подорожает и утратит часть своих конкурентных преимуществ.
Как отмечают французские эксперты, лидерами по приросту продаж грузовых автомобилей к 2010 г. станут иностранные производители. Но при этом европейские компании будут постепенно уступать свои позиции азиатским конкурентам. Сейчас продажи семи европейских марок (Scania, Volvo, MAN, Iveco, Renault, DAF, Mercedes-Benz) составляют 9089 штук, тогда как продажи азиатских (корейских, китайских и японских) - 7634 штуки. Но к 2010 г. азиатские производители смогут нарастить продажи более чем в девять раз (до 71 500 грузовиков), тогда как европейцы лишь в пять (до 43 770).
Как пояснил менеджер по рекламе и PR Renault Trucks Vostok В. Макаров, сейчас европейские и азиатские производители разделены по сегментам: европейцы лидируют в продажах тяжелых грузовиков, а корейцы, китайцы и японцы продают в основном легкие и средние грузовики. Но, как признался г-н Макаров, азиатские производители наращивают свое присутствие значительно активнее и уже начинают предлагать тяжелые грузовики. По прогнозу Renault Trucks, обогнать европейцев по объемам продаж азиатам удастся уже в этом году (18 500 против 19 100 грузовиков). Впрочем, как добавляет г-н Макаров, в расчетах не учитывались продажи подержанной техники, занимающей значительную долю рынка. Кроме того, в показателях российских производителей учитывались и легкие коммерческие "Газели", в то время как некоторые европейские и американские производители LCV (например, Ford Transit) не попали в выборку.
При этом, по мнению опрошенных экспертов, в денежном выражении отставание европейских производителей будет не столь существенным. Опрошенные эксперты затруднились оценить соотношение долей разных брендов в денежном выражении. Впрочем, по словам аналитика "Уралсиба" А. Мельниковой, весь рынок средних и тяжелых грузовиков вырастет с $6,2 млрд. в 2006 г. до $8,8 млрд. в 2010 г. Она уточнила, что в эту оценку не входят легкие коммерческие автомобили, которые учитывает в своем прогнозе Renault Trucks.