Профессия водителя может стать ненужной
Берлин. Скоро по дорогам будут колесить автомобили, водить которые будет компьютер. И люди позабудут об автошколах и водительских правах. Недавно группа программистов из Свободного университета Берлина представила свою версию автономного средства передвижения. Белый Dodge Caravan ездит без помощи человека. Лазерные сенсоры, система навигации и видеокамеры обеспечивают целый поток информации, который молниеносно обрабатывается бортовым компьютером. "В отличие от других автоматизированных автомобилей, мы используем недорогие сенсоры, делая ставку на сложное программное обеспечение", - говорит Р. Рохас, профессор и руководитель команды умельцев. Ему есть чем гордиться: исследователей поддержали IBM и Microsoft Academic Alliance.
Сенсорная система своевременно распознает пешеходов, автомобили и других участников дорожного движения, что позволяет избежать столкновений на пути. Специальные лазерные сканеры с радиусом действия 150 метров распространяют свои лучи, которые отражаются от объектов на дороге. Датчики регистрируют длину отраженного луча, после чего компьютер вычисляет, где находятся препятствия и куда они движутся. На основе этого процессор постоянно строит детальную карту местонахождения движущихся и неподвижных объектов на дороге. Процессор с высокой тактовой частотой также следит, чтобы автомобиль маневрировал, тормозил, ускорялся и переключал передачи. Все это делает специальная техника, которая на языке специалистов называется x-by-wire.
Разработки систем автономного управления не прекращаются в исследовательском центре Volkswagen. На этот раз специалисты концерна вместе с экспертами Стэнфордского университета создали новую версию известного Passat, напичкав последний высокоточной сенсорной техникой. Для оптического ориентирования были использованы лазерные датчики, стереоиндикаторы, радиолокационные установки и система навигации GPS. Все работает отлично. Единственным недостатком является то, что кресла водителя и переднего пассажира практически полностью заняты мощным компьютером.
Лучшие умы современной электроники работают над автономными транспортными средствами отнюдь не ради развлечения или спортивного азарта. Технологиями подобного рода всерьез заинтересовались в Минобороны США. Хотя бы потому, что с их помощью можно без особого риска проводить разведывательные операции. Да и в мирное время пригодятся: можно развивать различные вспомогательные системы для безопасного торможения и маневрирования.
В области новейших технологий для автомобиля далеко вперед вырвались японские производители Toyota, Honda и Nissan. С помощью бортового компьютера их автомобили могут свободно бороздить улицы, перестраиваться из ряда в ряд, держать дистанцию и даже парковаться. Вместе с круиз-контролем и дистанционным радаром подобные системы уже доступны на рынке Японии, поскольку разрешены местными правилами дорожного движения. В Европе еще на разобрались, кого привлекать к ответственности, если за руль сядет компьютер.
Несмотря на все старания, японские автомобили все еще не могут распознавать пешеходов или ориентироваться по знакам. "Пройдут годы, прежде чем автономные транспортные средства поступят в продажу", - считает Р. Рохас. Приближаться к этой цели производители будут шаг за шагом, создавая новые вспомогательные системы.
"Автосфера"