17/05/2007
"Гудок": Победит тот, кто придет раньше



"Гудок": Победит тот, кто придет раньше


Михаил БЛОХИН, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК):

- За последние пять лет значительно изменилась ситуация на российском рынке автомобилей. Доля автомобилей, производимых в России иностранными компаниями, с 6,5 тыс. на начало 2001 года выросла до 270 тыс. автомобилей в 2006 году, в то время как доля автомобилей, произведенных национальными автомобильными компаниями, сократилась почти на 200 тыс. Это было связано со снятием с производства автомобилей Ижевским автомобильным заводом, сокращением производства на "АвтоВАЗе", сокращением производства легковых автомобилей "Группой ГАЗ". Также мы видим, что импорт подержанных автомобилей неуклонно снижается. К 2010 году он будет на уровне 200 тыс.

На этом фоне мы видим неуклонный рост с 90 тыс. в 2001 году импорта новых иностранных автомобилей (по итогам 2006 года он составил 728 тыс.).

Без развития на территории России бизнеса по производству автокомпонентов сборочные производства автомобилей абсолютно бесперспективны. Потому что после присоединения к ВТО, по истечении 4-летнего периода, импортные пошлины на новые автомобили будут снижены на 15%. И поэтому конкуренция развернется между компаниями, которые создают производство в России и в Восточной Европе - в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии.

Те иностранные автомобильные компании, которые пришли в Россию, начинают анализировать ситуацию по развитию компонентного бизнеса в России: например, Toyota. Одна компания уже реализует проект по производству автомобильных сидений. По такой же схеме действует и Volkswagen, который уже зарезервировал площади для создания технопарка для размещения производства автомобильных компонентов.

По оценке Немецкой ассоциации автопроизводителей, эффективность инвестиций в российскую автомобильную отрасль выше, чем в китайскую, на 2 - 3%. Я думаю, что с каждым годом эффективность инвестиций будет повышаться, а риски снижаться.

Сегодня те компании, которые первыми начнут работать на российском рынке, станут лидерами на нем. Я думаю, что в ближайшие 2 - 3 месяца будет подписано больше десятка соглашений о промышленной сборке автомобильных компонентов в России как иностранными предприятиями, так и российскими компаниями.

На верх