16/05/2007
"Гудок": Иностранцы делят рынок компонентов



"Гудок": Иностранцы делят рынок компонентов


О намерениях создать производство широкого спектра автокомпонентов в России объявили компании Bosal, Inergy, BASF, DOW, Magnetto Wheels. На открывшейся в Москве конференции "Автомеханика" иностранные производители рассказали о планах по освоению российского рынка комплектующих.

Директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи сообщила на форуме, что компания Tenneco заявила о намерении организовать в Ленинградской области производство глушителей для автомобилей Ford всеволожской сборки. Компания Magna предполагает построить завод по выпуску автокомплектующих в Калужской области. Германские компании Benteler Automobiltechnik, Johnson Controls и Stadko собираются производить автокомпоненты в Новгородской области.

По данным Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК), в 2007 году уже заключены или находятся в процессе согласования 13 проектов по организации производства иностранных автокомпонентов в России в соответствии со статусом промышленной сборки.

Как подчеркнула Татьяна Арабаджи, наибольшим потенциалом роста в России обладают производители шин, стекол, аккумуляторов и двигателей.

По мнению эксперта, приход на рынок международных компаний и глобализация отрасли серьезно обостряют конкурентную борьбу на рынке автокомплектующих. Особенно трудно придется мелким и средним национальным производителям.

Однако по мнению председателя комитета автокомпонентов представительства Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ Дмитрия Осипова, иностранные производители комплектующих не являются конкурентами отечественным предприятиям. Поскольку они носители передовых технологий и опыта, который может быть впоследствии перенят национальной промышленностью.

Дмитрий Осипов отметил, что проблемы качества российских компонентов вызваны не низкой квалификацией рабочих (она намного выше, чем у их азиатских коллег), а отсутствием грамотного менеджмента.

Как раз навыки управления производственными процессами и могут перенять у западных компаний производители комплектующих.

Представитель АЕБ привел пример: детали, произведенные иностранными компаниями на территории России, по качеству опережают аналоги с предприятий, находящихся в развитых странах.

"В России для производства автокомпонентов есть все необходимые материалы и сырье. Но эти материалы идут на экспорт, подвергаются технологической обработке и затем реэкспортируются в виде готовых изделий", - констатировал представитель АЕБ. Всю необходимую для производства автомобилей компонентную базу можно создать и в России.

Вопрос упирается лишь в соответствие требованиям международным стандартам качества. "Российских ГОСТов для того, чтобы выйти на международный уровень, недостаточно", - отметил Дмитрий Осипов. При этом себестоимость производства комплектующих стала очень высокой.

Как отметил руководитель проектов компании "Стратегика" Михаил Редер, производительность труда в российской компонентной отрасли остается низкой. Она составляет около $36 тыс./чел. в год, тогда как за рубежом - около $200 тыс.

Михаил Редер сообщил, что объем первичного и вторичного рынков автокомпонентов (без учета комплектующих, производящихся автопредприятиями для собственных конвейеров) составляет около $10 млрд. Они будут расти со скоростью 15% в год и к 2010 году достигнут $17 млрд. Темпы роста первичного рынка за следующие четыре года составят 28% в год и достигнут $7 млрд. Уровень локализации автосборочных производств к этому времени достигнет 36%.

"Производство российских автомобилей будет падать, тем не менее рынок автокомпонентов будет увеличиваться за счет выведения автопредприятиями компонентных производств в отдельные структуры", - заявил Михаил Редер.

На верх