15/05/2007
Машины с акцентом - "Эксперт Северо-Запад"



Машины с акцентом - "Эксперт Северо-Запад"


Машиностроение на Северо-Западе России может стать экспортоориентированным. Львиную долю высокотехнологичной продукции будут делать иностранные фирмы и отечественные госхолдинги. Российский Северо-Запад всегда славился своим оборонным комплексом и его ключевым звеном - машиностроением. Сегодня эта отрасль переживает не лучшие времена и, чтобы она могла развиваться дальше, в ней нужно очень многое менять. Тем не менее в будущем региональное машиностроение сыграет существенную роль в экономике региона и РФ. И неважно, будут ли это адаптировавшиеся к рынку старые или совершенно новые предприятия, кто будет ими владеть - иностранцы или отечественный капитал. Важны преимущества, которые дает инвесторам Северо-Запад.

К таковым можно отнести высокий научный потенциал и профессиональный уровень специалистов. Близость к Европе упрощает импорт нового технологического оборудования и комплектующих (возможно, завтра это преимущество распространится и на экспорт нашей высокотехнологичной продукции). Новые машиностроительные мощности потребуются для запуска в эксплуатацию и обеспечения работы сырьевых месторождений арктического шельфа. То, что Петербург может стать крупным дистрибутивным центром через 10?15 лет, стимулирует развитие производств: там, где идет управление транспортными потоками, возникают сборочные, обрабатывающие и прочие заводы. Пока в РФ такое видение перспектив развития транспортной логистики есть только у властей Петербурга и Московской области.

Приятной особенностью Северо-Запада для инвесторов станут портовые особые экономические зоны (ОЭЗ), на территории которых смогут беспошлинно работать не только транспортно-логистические компании, но и промышленники. Ожидается, что статус ОЭЗ получат порты Усть-Луга, Петербург, Мурманск.

Эти преимущества дадут ощутимый эффект только в том случае, если удастся справиться с проблемами, которые серьезно тормозят развитие машиностроения на Северо-Западе. Корень зла - в дефиците квалифицированных специалистов, энергоресурсов для новых производств, дешевых банковских кредитов, территорий с подготовленной инфраструктурой для размещения новых предприятий. Все это является серьезнейшей помехой для науко- и капиталоемких высокотехнологических производств.

Холдинги для стратега
В рыночных условиях машиностроители РФ оказались неконкурентоспособными. Их продукция пока еще находит спрос внутри РФ (это вызвано невысокой платежеспособностью покупателей), но он явно будет сокращаться: потребитель все чаще ищет высокое качество и квалифицированный сервис. А этого мы пока предложить не можем. На экспорт научились работать единицы предприятий Северо-Запада, главным образом выпускающие энергетическое и горное оборудование, железнодорожный транспорт, корабли. Все они попадают в сферу стратегических интересов государства, поэтому рано или поздно окажутся под его пятой - в том или ином госхолдинге - или под контролем окологосударственных компаний ("Газпрома", "Атомэнергопрома", ВТБ и др.). Тенденцию к огосударствлению экономики не назовешь положительной. Но сегодня для многих это спасение: машиностроителям будет обеспечена загрузка, следовательно, они смогут развиваться.

В стратегических секторах машиностроения обязательно появятся новые предприятия, так как нынешних мощностей просто не хватает для решения перезревших гражданских и оборонных задач РФ. В первую очередь они станут появляться там, где есть кадры, обладающие единым технологическим знанием и культурой производства сложной продукции. Этому критерию Северо-Запад соответствует как нельзя лучше. Проблема в том, что государство пока не желает на равных разговаривать с частным инвестором, а это осложнит жизнь новым проектам.

В сегментах, неинтересных государству (пищевое оборудование, установки для малой энергетики, речные суда, грузовая техника), инвесторам выгоднее строить новые мощности под западные технологии и работать на внутренний рынок. Хотя если вспомнить, что в технологиях мы безнадежно отстали от передовых стран, то лицензионные продукты не помешают и госхолдингам.

На Северо-Западе активно размещаются сборо

На верх