"RBCdaily": Маленькая революция Michelin
Рост цен на сырье, а также наступление азиатских конкурентов вынуждают французского производителя шин Michelin более активно заниматься оптимизацией издержек. Экономия, а также изменение устава - вот основные темы очередного годового собрания акционеров Michelin.
Исследования, разработки, тестирования - все это относится к традициям дома Michelin. Так же, как и тот факт, что семья основателя Michelin до сих пор оказывает влияние на французский концерн. Но через 120 лет после своего рождения Michelin намерен устроить маленькую революцию. На общем собрании акционеров в пятницу на повестку дня был внесен вопрос об изменении устава акционерного коммандитного товарищества.
Шинный гигант вынужден приспосабливаться к непростым условиям. Его жизнь осложняют растущие цены на нефть, а также конкуренция со стороны азиатских компаний. Впрочем, главным поводом для изменения устава стала не ситуация на рынке, а гибель в прошлом году главы концерна Эдуарда Мишлена. В результате изменений планируется, что в дальнейшем не все руководители концерна будут нести личную ответственность, а только 62-летний глава, Мишель Роллье. "Реформа необходима, чтобы было проще привлекать к руководству компетентных людей", - говорит генеральный директор Michelin.
Помимо корректировки устава перед Michelin стоят и задачи оптимизации издержек. Некоторые аналитики считают, что у концерна слишком большой штат и треть сотрудников можно сократить. Michelin уже закрыл заводы в Канаде и Нигерии, но пока что руководство компании отказывается от массового переноса производств в страны с низким уровнем заработной платы. Менеджмент намерен и дальше придерживаться этого принципа, поскольку уверен, что лучше размещать производство рядом с конечным потребителем. "Мы хотим доказать, что производство шин на Западе может быть конкурентоспособным", - говорит Тьерри Кудюрье, руководитель подразделения шин для легковых автомобилей. Как и Toyota, Michelin делает ставку на единую стратегию производства. Ее идея заключается в том, что предприятия учатся друг у друга тому, как наиболее эффективно производить шины.
Согласно JP Morgan, только каждая четвертая шина Michelin производится на предприятиях в странах с дешевой рабочей силой. Для сравнения: конкурент концерна - немецкий Continental производит в странах с низкой оплатой труда половину своей продукции. Из-за того, что основная часть предприятий Michelin сосредоточена в Европе и Северной Америке - крупнейших автомобильных рынках, расходы концерна очень высоки. Кроме того, на баланс концерна влияет рост цен на сырье. В прошлом году прибыль концерна сократилась на треть и составила только 573 млн евро.
К 2010 году Michelin намерен сэкономить от 1,5 до 1,7 млрд евро. Г-н Роллье уверяет, что сокращение расходов обойдется без "драм", например, за счет слияния предприятий.
Однако представители профсоюза уверены, что биржа все сильнее давит на концерн. Жак Шамбон из профсоюза CGT опасается, что "в ближайшие годы концерн сократит большое количество рабочих мест". Сокращение рабочих мест Michelin угрожает не впервые. В 1983 году было решено уменьшить количество работников в головном офисе наполовину. В 1999 году Эдуард Мишлен объявил о намерении сократить 7500 человек, что привело к возмущению профсоюзов.
Концерн надеется, что предстоящее сокращение пройдет без особого шума. В ближайшие три года 20 000 сотрудников в Америке и Европе уйдут на пенсию. Как говорит г-н Роллье, только половина будет заменена новыми работниками.
Впрочем, несмотря на работу по сокращению издержек, в Michelin не забывают о необходимости инвестиций в развитие новых технологий. Руководителем исследовательской группы, состоящей из 4000 инженеров и 800 сотрудников химической лаборатории, является Дидье Миратон. Он так объясняет необходимость значительных расходов на исследования: "Наша задача - не шины, а мобильность". Он говорит, что концерн намерен сократить к 2010 году сопротивление качению на 30%. Это поможет снизить потребление топлива на 5-10%.