11/05/2007
"RBCdaily": «Базовый элемент» автопрома



"RBCdaily": «Базовый элемент» автопрома


"Базэл" договорился о покупке доли в канадском производителе автокомплектующих Magna за 1,54 млрд. долл. Большинство российских автозаводов ищут, у кого бы заимствовать технологии или кому заказать работу над новой моделью. Олег Дерипаска решил зайти с черного хода: войти в долю с одним из крупнейших разработчиков. Партнерство с Magna позволит если не собрать современный российский автомобиль, то неплохо заработать на комплектующих для новых проектов западных компаний.

Холдинг "Русские машины" - "дочка" "Базового элемента" ("Базэл", основной бенефициар Олег Дерипаска), - основной акционер группы ГАЗ, "Авиакора - авиационного завода" и "Абаканвагонмаша". В 2006 году выручка "Русских машин" составила около 5 млрд. долл., EBITDA - 550 млн. долл.

Канадская Magna International занимается производством автокомпонентов, а также разработкой легковых автомобилей. Имеет 228 производственных площадок в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Выручка компании в 2006 году составила 24,16 млрд долл., чистая прибыль - 548 млн долл. Основной акционер компании - фонд Stronach Trust, принадлежащий главе Magna Фрэнку Стронаху.

Вчера "Базэл" и Magna International объявили о подготовке сделки по покупке "Русскими машинами" 20 млн. голосующих акций Magna за 1,54 млрд. долл. Оценить точный размер покупаемого пакета в "Базэле" затруднились, отметив, что параметры сделки еще будут уточняться.

Как пояснили в "Русских машинах", в рамках сделки планируется создать канадскую холдинговую компанию, в которой "Русским машинам" и Stronach Trust будет принадлежать около 42% долей. Эта компания станет владельцем более 70% голосующих акций Magna за счет внесения в нее акций Magna, принадлежащих Stronach Trust, "Русским машинам" и членам правления Magna. "Русские машины", как и Stronach Trust, смогут выдвигать в совет директоров Magna, состоящий из 14 членов, шесть представителей, из которых четверо должны быть независимыми.

Кроме того, "Русские машины" инвестируют 150 млн. долл. в приобретение 50% европейской компании, которая предоставляет консультационные услуги для подразделений Magna, расположенных за пределами Канады и Австрии.

Глава Magna Фрэнк Стронах отметил в сообщении компаний, что альянс с "Базэлом" позволит Magna расширить свое присутствие на российском и соседних рынках. Интерес к региону в компании объясняют, в частности, тем, что темп роста российского автомобильного рынка один из самых высоких в мире - около 20% за 2006 год. В свою очередь Олег Дерипаска отметил, что альянс с Magna поможет "Базэлу" в достижении его целей на международной арене. Но о конкретных планах в "Базэле" пока не говорят.

"Основной целью было найти партнера, способного помочь российским автопроизводителям стать более конкурентоспособными на мировом рынке. У Magna есть такие возможности и нет при этом конфликта интересов", - заявил РБК daily директор по стратегии "Русских машин" Александр Филатов.

В "Базэле" добавляют, что у альянса большие перспективы и на российском рынке автокомпонентов, который к 2010 году может достичь объема 30 млрд долл. Закреплять свои позиции в этой области Magna начала еще в прошлом году, создав с "Русскими машинами" два СП, которые должны к 2008 году наладить производство штампованных деталей из металла и пластмасс для группы ГАЗ. В декабре 2006 года Magna и АвтоВАЗ подписали рамочное соглашение о разработке автомобиля С-класса и строительстве нового завода мощностью около 450 тыс. машин в год, стоимостью около 1,5 млрд евро.

В "Русских машинах" отмечают, что вхождение компании в капитал Magna не повлияет на ее проекты с АвтоВАЗом. Однако российские компании уже давно сватают в партнеры друг другу. Недавно гендиректор "Рособорон­экспорта" и председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов заявил, что "Рособоронэкспорт" готов продать блокпакет акций АвтоВАЗа стратегическому инвестору. На рынке считают, что оставшийся контрольный пакет можно поделить с "Русскими машинами". Как отметили РБК daily в "Русских машинах", решений о консолидации активов автозаводов не принималось.

По мнению опрошенных Р

На верх