"Гудок": Компоненты накрыло бюрократией
Распространение льготных таможенных пошлин на иностранные компоненты, необходимые для сборки в России сложных автокомплектующих, не привлекло в Россию иностранных производителей.
Как заявил вчера на пресс-конференции в Москве председатель комитета производителей автокомпонентов представительства Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России Дмитрий Осипов, постановление правительства, распространяющее режим промсборки на автокомпоненты (постановление №566), имеет ряд критических недостатков.
Основной проблемой постановления стало распространение режима промсборки на готовые узлы для сборки в России автокомплектующих. Когда иностранные производители начинают локализацию этих узлов в России, они сталкиваются с необходимостью ввоза более мелких компонентов. На них постановление №566 не распространяется, и производители платят пошлины на эти элементы в размере 10 - 20%.
Кроме того, возникает проблема слишком сложной отчетности, необходимой для получения льгот по таможенным пошлинам в отношении компонентов для сборки автокомплектующих. У производителей недостает кадровых ресурсов для ведения дополнительной документации.
Третья трудность связана с утилизацией бракованных комплектующих. Производители компонентов сейчас платят пошлины с деталей, которые оказались бракованными и подлежат утилизации.
Дмитрий Осипов заявил, что АЕБ разрабатывает рекомендации по усовершенствованию нормативной базы в отношении промсборки комплектующих. По его словам, и МЭРТ, и Минпромэнерго выразили готовность их принять. Представитель пресс-службы Минпромэнерго Вадим Рахматуллин заявил "Гудку", что в министерстве работают над упрощением порядка утилизации бракованных импортных компонентов. Однако при этом речь не идет о каких-либо изменениях в 566-м постановлении правительства. В пресс-службе Минэкономразвития соответствующие комментарии получить не удалось.
Дмитрий Осипов заявил "Гудку" после пресс-конференции, что в настоящее время около 30 крупных иностранных производителей автокомпонентов, выпускающие весь спектр комплектующих, готовы прийти в Россию, как только будут сняты законодательные препятствия. Многие производители комплектующих, такие как Siemens, Bosch, Michelin, Tenneco, создали производства в России еще до того, как правительство разрешило беспошлинно завозить автокомплектующие для промышленной сборки автомобилей. Таким образом, они оказались в весьма сложной ситуации, по сути, проигрывая в конкурентной борьбе своим же предприятиям за рубежом из-за необходимости уплаты пошлин на элементы для производства комплектующих в России. Тогда как готовые комплектующие теперь завозят беспошлинно. Для таких предприятий особенно остро стоит вопрос совершенствования законодательной базы, потому что иначе они будут закрыты.
Исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин отметил, что западные производители комплектующих имеют преимущества перед отечественными. Долгое время у нас в стране существовала вертикальная интеграция автомобильных производств: автозаводы сами производили для себя компоненты. Поэтому не было создано предприятий, которые могут выпускать детали для различных автомобильных производств. При этом, по словам Михаила Блохина, существует тенденция вывода автокомпонентных производств в отдельный бизнес. Автозаводы же концентрируются непосредственно на сборке машин.
Дмитрий Осипов, в свою очередь, отметил, что низкая цена на российские комплектующие - не более чем миф. "Либо это внутренние цены, которые не отражают реальной себестоимости, либо за низкую цену платит потребитель, чаще меняя детали, подверженные износу", - заявил Дмитрий Осипов. Он добавил, что отечественные компоненты проигрывают в цене не только западноевропейским деталям, но и производителям из Восточной Европы.