"Газета": Угроза с Востока
Российский рынок коммерческого автотранспорта могут захватить китайцы
Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в России показывает стремительный рост. Главный тренд в этом сегменте - усиление позиций иностранцев, в первую очередь азиатов. Динамика прироста числа иностранных легких грузовиков на российском рынке в среднем составляет 100% в год. Правда, пока ни один зарубежный производитель не смог составить конкуренцию продукции Горьковского автозавода. Но ситуация может вскоре измениться.
Лидером продаж в сфере коммерческого автотранспорта в России по-прежнему остается ГАЗ с его многочисленными модификациями "Газели". Второе и третье места занимают Hyundai и Ford соответственно. Но наблюдатели прогнозируют, что корейцы и американцы скоро серьезно потеснят российского конкурента, чтобы через несколько лет самим в свою очередь быть вытесненными китайским автопромом.
Ситуация на российском рынке LCV с точностью повторяет картину в других отраслях экономики: на смену Западу приходит Восток. Несколько последних лет лидерство в сегменте LCV зарубежного производства удерживал Ford с моделью Transit. В прошлом году на первое место впервые вырвались азиаты, делегировавшие на гонку легких грузовиков корейский Hyundai Porter. Хотя корейским его можно назвать достаточно условно: большая часть продаж пришлась на автомобили российского производства, которые собираются в Таганроге. Из 7721 машины, которые Hyundai продал в 2006 году, 7131 имеют таганрогские корни.
Существенная доля продаж ТагАЗа приходится на корпоративных клиентов. По словам представителей дирекции по корпоративным продажам автозавода, в зависимости от месяца с дисконтом отгружается от 40 до 70% автомобилей.
В 2007 году ТагАЗ намерен сохранить лидерство, продав до 10 тысяч автомобилей. Правда, для этого еще придется убедить консервативных корейцев увеличить квоты на поставку комплектующих. В пресс-службе автозавода убеждены, что если бы корейцы не "тормозили" с квотами, результаты продаж были бы куда более впечатляющими.
"До сих пор все наши попытки увеличить квоты ни к чему не привели", - сетуют на ТагАЗе. - Корейцы жестко контролируют поставки машинокомплектов".
На ТагАЗе говорят: Porter так удачно стартовал благодаря тому, что ставка была сделана на правильный сегмент. Дело в том, что до Porter на российском рынке не было качественного однотонника с дизельным двигателем. Российские "Газели" комплектуют только бензиновыми агрегатами. Да и качество у них пока до корейского явно не дотягивает. Но все-таки главный козырь Porter - именно грузоподъемность: на этой машине можно беспрепятственно въехать в город. Кроме того, Porter появился на рынке очень своевременно - как раз к этому моменту "Автотор" снял с конвейера легкие грузовики KIA серии К.
Конкурировать по грузоподъемности с Porter могут российские "Соболи" и китайский автопром. Правда, первым не хватает качества, а вторые еще не вышли числом. Но если прогнозы по поводу повышения качества продукции ГАЗа не всегда оптимистичны, то усиление позиции китайцев никем не ставится под сомнение. "Соболям" и "Портерам" придется потесниться уже в нынешнем году. Причем свинью ГАЗу подложит один из собственных дилеров - компания "Инком - Авто", которая создает собственный супермаркет под названием "Иван Грузовой", в котором будут продаваться прямые конкуренты "Газелей", собранные в Китае по лицензии автомобили марки Isuzu (входит в General Motors).
"Эти машины по грузоподъемности охватывают весь сегмент коммерческих автомобилей, от класса B до класса С (грузоподъемность от 900 кг до 10 тонн)", - хвастается новым проектом исполнительный директор автоцентра "Иван Грузовой" Игорь Луговой. "Инком - Авто" будет единственным в России дистрибьютором этих автомобилей. Продажи начнутся в начале мая. "ГАЗу придется либо подвинуться в цене, либо задуматься о качестве", - предупреждает Луговой. По его словам, "Инком - Авто" уже провел сертификацию новых машин, проверил их на краш-тестах, и результаты оказались значительно выше, чем у российских автомобилей.
"Газели", впрочем, тоже не